Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: обзор главных признаков неисправности и низкой ёмкости АКБ
Способы проверки автомобильного аккумулятора на работоспособность
Внешний контроль за аккумулятором
Осмотр следует проводить каждый раз, когда открывается капот. На что следует обратить внимание:
- Грязь и влага на корпусе могут создать токи утечки, особенно это заметно при длительных стоянках.
- Клеммы должны быть чистыми, их можно слегка смазать моторным маслом или другой технической смазкой. Появление на выводах налета белого или зеленоватого цвета говорит об окислительных процессах, чаще это проявляется на старых батареях.
- Корпус не должен иметь трещин и дефектов. Следы влаги и подтеков также подскажут, что аккумулятор неработоспособен.
- Крепление должно быть надежным. Если клеммы затянуты неплотно, то на них образуется дополнительное сопротивление, что снижает пусковой ток на стартере.
Проверка работоспособности АКБ автомобиля в бытовых условиях
Существуют несколько способов тестирования надежности АКБ, которыми можно воспользоваться самостоятельно.
Проверка мультиметром
Этим устройством можно измерять уровень напряжения и возможные токи утечки. Проводится оно при неработающем двигателе автомобиля. Прибор включают на параметр постоянного значения 20 вольт. Провода мультиметра цепляют к батарее, к плюсу красный, к минусу черный и снимают показание на аккумуляторе.
- Заряженная батарея выдаст примерно 12,6в.
- Показания в 12,3 укажут, что емкость разряжена на 50%.
- При величине 11,7в — батарея находится в состоянии полного разряда.
- Контроль рекомендуется проводить перед поездкой, особенно дальней.
Наличие простого мультиметра в гараже или багажнике автомобиля позволит проконтролировать:
- Уровень напряжения в электрических цепях.
- Небольшие величины токов и сопротивления участков цепи как в автомобиле, так и в быту.
Это очень нужный и полезный прибор.
Проверка нагрузочной вилкой
Этот метод проверки степени заряда батареи является самым эффективным. Так как специальное электронное устройство совмещает вольтметр, нагрузочное сопротивление и амперметр.
Испытание проводят в два этапа:
- Оценивается степень заряда емкости. Значение в интервале: 12,6 — 12,9 имеет рабочая батарея. При отметках ниже указанного емкость требует подзарядки.
- К АКБ подключают нагрузочное сопротивление на пять секунд для имитации работы стартера при запуске мотора. Если на пятой секунде показатель не менее 10 в, а после отключения показания напряжения придут к исходным значениям, то батарея пригодная для работы.
Напряжение на нагрузочной вилке ниже 9 указывает на низкую эффективность аккумулятора и его требуется заменить.
По показаниям шкалы вольтметра нагрузочной вилки можно оценить степень зарядки АКБ.
- Батарея, заряженная на 100% под нагрузкой, выдает от 10,2 в.
- Величина — 9 оценивается как 50% готовности аккумулятора.
- Ниже 8,4 — емкость будет составлять 25% заряда.
Проверку с нагрузочной вилкой не рекомендуется проводить при температуре атмосферы ниже минус 20 градусов. На холоде батарея быстро разряжается и показания будут неверными.
Использование тестера холодной прокрутки
Ток холодной прокрутки — это его максимальное значение, которое выдает батарея в течении от 3 до 30 секунд, охлажденная до -18 градусов. Этот параметр устанавливает производитель, и указывает ее на корпусе.
Для его измерения используют специальный электронный прибор – тестер тока холодной прокрутки. Механизм его работы такой же, как у мультиметра или нагрузочной вилки:
- Подключают на клеммы аккумулятора соблюдая полярность.
- На тестере устанавливают показания пускового тока батареи, как правило, оно указано на корпусе.
- Сравнивают показания тестера с нужной силой пускового тока.
По результату замера определяется изменение величины тока холодного пуска от заданного. Принимается решение о замене батареи на новую или ее подзарядки.
Ручная проверка
Проверить состояние батареи в автомобиле можно без специальных приборов. Это проводится при неработающем двигателе.
- Включают в работу приборы общей мощностью от половины емкости банки. Например, для емкости аккумулятора 60 Ампер/час, включают приборы освещения и прочее общим током примерно 30 А. Если в течение 5 минут свет не тускнеет, то она исправна.
- Проверить можно с помощью звукового сигнала. Через минуту после включения зажигания нажимают кнопку сигнала. При хорошем аккумуляторе он громкий и непрерывный.
При этой проверке необходимо помнить, что такой способ точного результата не дает, и для надежности измерений следует воспользоваться специальными устройствами.
На многих банках присутствует специальный индикатор, показывающий степень уровня и плотности раствора электролита. Рядом с окошком есть расшифровка, по которой можно определить текущее состояние емкости.
Специальное устройство построено на измерении этих показателей. В трубке находятся цветные шарики разной плотности, а ее конец погружается в электролит.
В зависимости от плотности раствора на поверхность прозрачной трубки всплывает определенный шарик, который виден в окошко. Производители могут устанавливать разные цвета шариков для показаний плотности:
- Зеленый указывает на величину выше 1,25 г/см3, а заряд от 80%.
- Красный сигнализирует на плотность ниже 1,23 г/см3, заряд менее 60%.
- Белый или черный – емкость разряжена или уровень электролита низкий.
Проверка аккумулятора при работающем двигателе
Запускают двигатель и измеряют напряжение на банке:
- Показание в промежутке: 13,5 до 14 — она в должном порядке.
- Более 14,2 — емкость батареи низка и генератор ее заряжает.
- Показатель от 13,0 до 13,4 — аккумулятор не получает полного заряда от генератора.
Это может проявляться при включении дополнительно нештатных мощных приборов в автомобиле, окисления контактов или неисправности в генераторе.
Следующий способ проверки – поочередное включение приборов в работу:
- В среднем при запуске автомобиля напряжение составляет 13,6.
- Включение ближнего света понижает его десятые доли вольта.
- При полном потреблении электричества от всех систем автомобиля параметр доходит до величины 12,8.
- Батарею следует заменить если этот параметр меньше 12, 8.
Проверка аккумулятора при неработающем двигателе
Если автомобиль продолжительное время простоял на стоянке, необходимо проверить состояние источника питания электрических цепей.
- Интервал от 12,5 до 13,0 вольт характеризует рабочее состояние источника.
- При величине 12,1 — заряд упал до критических 10%.
- Показание ниже 12,0 — автомобиль не заведётся.
Следует помнить, что эти цифры не абсолютные, и они могут незначительно отличаться.
Если аккумулятор в хорошем состоянии и заряжен, то он будет длительное время удерживать емкость, напряжение при это будет незначительно падать.
Срок эксплуатации батареи при регулярном уходе достигает до 5 лет, и даже больше, до 6 — 7 лет. Вывод здесь однозначный, по истечению времени эксплуатации заменить аккумулятор.